Типичные комплексы технических приемов пения и их разные названия

Разные приемы пения могут применять разными певцами в разных обстоятельствах. Но у каждого певца есть набор приемов пения, который можно считать основным.
Такой комплекс основных приемов пения может быть похожим на комплекс приемов пения многих других певцов или, по крайней мере, быть технически доступным многим другим певцам. Т.е. он может быть типичным. А может быть наоборот, очень редким, сугубо индивидуальным.
Типичный комплекс приемов пения может называться разно – способом пения, видом вокализации, типом постановки голоса, техникой пения, вокальной школой, манерой пения и т.п.

Можно сказать, что в техническом (физиологическом) смысле способов пения существует бесчисленное множество. А можно, наоборот, сказать, что таких способов всего два – академическая манера и народная манера пения. Все зависит от того, с какой стороны на это дело посмотреть.

Академический вокал характеризуется преимущественным использованием тех тембров пения, которые у вокалистов принято называть темными, прикрытыми, округленными, объемными, глубокими и т.п.
А народный (фольклорный) вокал характеризуется преимущественным использованием тех тембров пения, которые у вокалистов принято называть светлыми, белыми, открытыми, плоскими, близкими и т.п.
И народный и академический вокал может быть на сильной, на средней и на слабой опоре дыхания и это тоже оказывает существенное влияние на тембральные характеристики голоса.
И народная и академическая манера пения в своем составе имеют разные школы пения, иногда очень заметно отличающиеся друг от друга тембрально. Например, русское народное северное пение очень сильно отличается по тембру даже от того же русского народного, но южного пения. Академические хоровые певцы поют не так, как оперные, а вагнеровские певцы поют не так, как моцартовские. И т.д.


Эстрадная же манера пения – термин, который в наше время очень распространен – никакого особого смысла, по сути, не имеет. 

Во-первых, потому что на эстраде, т.е. в концертах (а не в спектаклях), певцы поют всяко, как кому вздумается, как у кого получается. Кто в академической, кто в народной, кто в смешанной народно-академической манере пения.
Во-вторых, потому, что тот репертуар (те песни, мюзиклы и рок-оперы), которые почему-то принято считать как бы эстрадными (т.е. как бы концертными, а не театральными?!), певцы тоже поют всяко, как кому вздумается, как у кого получается. Кто в академической, кто в народной, кто в смешанной народно-академической манере пения.
И в-третьих – и это главное – потому что эстрадный вокал это скорей не особенный в техническом (т.е. физиологическом) смысле прием пения, а особенный способ художественной выразительности, т.е. особенный стиль искусства. А точнее даже не один стиль, а множество стилей искусства. – И рок и рэп, и сольное цыганское и тоже сольное, но двухголосное тувинское пение, и русское хоровое казачье и тоже хоровое, но негритянское джазовое пение – это всё стили и жанры эстрадного пения

Но, когда большинство людей употребляют термин эстрадный вокал, они обычно под ним подразумевают сольное пение с какой-нибудь более или менее народной, а не академической техникой пения, чаще всего предназначаемое для исполнения попсы. Потому что когда употребляют термин эстрадный вокал, то обычно в том контексте, в котором эстрадный вокал противопоставляется академическому вокалу. А в физиологически-техническом (не в стилевом) смысле академическому вокалу противопоставляется только народный вокал (см. выше о манерах пения).

Увы. Но, у нас не только в быту, но и в официальной и вокально-методической литературе с различной терминологией и классификацией путаница просто страшная.



См. дополнительно по теме "Чем один вокал лучше других?" список статей в левом меню