Вокализы

Когда упоминается слово вокализы, то первое что приходит на ум  – это этюды для певцов.
Среди музыкальных произведений, называющихся этюдами и вокализами, подавляющее большинство – это произведения, изначально созданые не для того, чтобы при их исполнении достигать художественного музыкального впечатления, а для того, чтобы с их помощью музыкант мог проштудировать определенные виды исполнительской техники, не зевая при этом от скуки из-за многократного монотонного повторения одной и той же малюсенькой мелодии.
Т.е. вокализы, как и все остальные этюды* чаще всего представляют собой скорей развернутую, развитую, более-менее художественную разновидность тренировочных упражнений, чем самостоятельные художественные произведения. Т.е.  вокализы являются всего лишь дополнительным вокально-методическим средством для постановки голоса, а не произведениями, предназначенными для получения художественных впечатлений  и переживаний  исполнителя и слушателя. И несмотря на это, большинство популярных учебных вокализов сочинены настолько удачно,  что их исполнение, также как и пение художественных произведений, доставляет большое эстетическое удовольствие.

Чаще всего учебные вокализы исполняются без слов, на гласный звук или на один или несколько не имеющих смысла слогов. Т.е. они поются точно также как поются вокальные упражнения.
Иногда вокализы поются с названием нот, т.е. примерно также как поются «номера» для пения (т.е. тоже специальные певческие упражнения) на уроках сольфеджио.
Есть немного вокализов, которые можно петь и со словами тоже. (Например, "Вокализы" Н.Ваккаи.) Но это исключение касается только нескольких и только учебных вокализов-этюдов.  Все остальные вокализы потому вокализами и называются, что они поются без слов.

Есть не учебные этюды-вокализы, а полноценные художественные вокальные произведения,  которые целиком  или частично специально написаны в форме вокализов. Т.е. это такие произведения , которые не имеют слов и поэтому поются либо на гласный звук (обычно на «а»), либо с закрытым ртом, (т.е. на согласный звук "м"), либо на один или несколько слогов (например, на тра-ля-ля, лю-ли-лю-ли, на-ни-на-ни, трам-пам-пам, та-та-та, да-да-да, ла-бу-да-бу. 

Например,  вокализом на "а" поется  концертное произведение в крупной форме «Концерт для голоса с оркестром» Р.Глиэра, оперная ария "Вокализ Лизы Бричкиной" из оперы Молчанова "А зори здесь тихие".

Некоторые из вокальных произведений без слов, так и называются вокализами. Например, таков «Вокализ» С.Рахманинова. А иногда произведение, написанное в форме вокализа, вокализом не называется,. Например, таков "Соловей" К.Сен-Санса.

Но, чаще всего вокализы входят составной частью в художественные вокальные произведения со словами.

Например,
в оперных ариях каденции** традиционно поются вокализом на "а"
весь припев "Неаполитанской тарантеллы"  Дж.Россини поется на тра-ля-ля
отдельные части "Бразильской бахианы №5" Виллы-Лобоса поются на  "а" и на "м"
припев популярной в России песни "Журавли" Я. Френкеля поется на "а" и на "м"
2я часть соло Плавалагуны из фильма "Пятый элемент" Люка Бессона поется на "а".

Фактически вокализы являются вокальными аналогами инструментальных (т.е. написанных для исполнения на музыкальных инструментах) музыкальных произведений. Поскольку также как инструментальные музыкальные произведения они воздействуют на слушателя и исполнителя, только своим музыкальным содержанием, без слов.

Иногда встречаются инструментальные произведения, которые называются "Вокализами". Обычно это название композиторы применяют тогда, когда хотят подчеркнуть плавный,  певучий, распевный, кантиленный характер мелодий своих инструментальных произведений.

______________________________________________________________________________

*Есть и художественные произедения, обычно виртуозные, которые называются этюдами. Например, таковы Этюды Ф.Шопена для фортепиано.
** Каденция – это такое специальное обычно виртуозное музыкальное украшение музыкального произведения.

 

См. дополнительно по теме "О вокальных упражнениях" список статей в левом меню