Невокальные упражнения для горла

Уже давным-давно эмпирическим путем установлено, что ставить голос надо непосредственно в процессе пения. Для голоса совершенно бесполезно делать какие-либо манипуляции мышцами голосового аппарата, работая якобы с (над) голосом, но молча, т.е. работая как бы и (с) голосом, но на самом деле без голоса.
Для голоса однозначно вредно в процессе пения искусственным образом насильственно удерживать корень языка, гортань и непосредственно прилежащие к ним ткани (особенно руками или какими-нибудь предметами) в каком-нибудь определенном глазами положении.

Но, до сих пор находятся люди, наступающие на те же грабли, на которые вокалисты прошлого уже наступали много-много раз. До сих пор любители поэкспериментировать разрабатывают даже целые системы невокальных (т.е. производимых при полном молчании) упражнений для развития примитивных, грубых движений мышц глотки и соседних с ними мышц ротовой полости для того, чтобы обучить их принимать и фиксировать определенные положения, чтобы потом пытаться успешно применить их в процессе пения.

Увы. Таким путем улучшения качества работы голоса достичь не удастся. Никому этого делать не советую.

Однако, некоторые довольно примитивные движения нашего тела и нашей мимической мускулатуры (но не глотки, гортани и корня языка) улучшают возможности нашего голоса.
Например, вокалисты знают, что хорошего певческого дыхания можно добиться только при наличии хотя бы более-менее сносной осанки. А заботиться о ее правильном положении можно и без пения и довольно примитивными способами. Например, стойкой смирно, йоговской позой дерева, танцевальными или гимнастическими упражнениями.
Пробовать пошире открывать рот тоже легче молча. А когда этого добиться удается, запомнив мышечное чувство и контролируя работу своих мимических мышц при помощи зеркала, гораздо легче пытаться положение широкого раскрытия рта воспроизвести и при пении тоже.
И так далее.
Но, заметьте, для пения под контролем наших глаз полезно учиться управлять только теми мышцами, которые не относятся к категории мышц внутренних органов нашего тела.

Руками же себя в процессе пения вообще лучше не щупать.

Но, также как в случае со спортивными дыхательными упражнениями, которые мы не можем считать вокальными только потому, что они тоже благотворно влияют на состояние голосового аппарата. Также и все прочие гимнастические, танцевальные, мимические и тому подобные упражнения, производимые без голоса, но в конечном итоге оказывающие благотворное влияние на голос, мы не можем считать вокальными упражнениями. У них есть свое собственное предназначение и собственное название.

См. дополнительно по теме "О вокальных упражнениях" список статей в левом меню