Предпринимательский ликбез

 

Вступление

 

Предыстория

Ко мне на электронную почту пришло коротенькое письмецо такого содержания: «В нашем маленьком городке есть двое увлеченных делом людей, которые хотели бы открыть частную студию вокала. Не могли бы Вы поделиться опытом. С чего начать, какие требования и т.д.». И всё. И больше ничего. Ни одного слова подробностей. Это письмо меня просто поразило, настолько оно с моей точки зрения наивно.
Но, в любом случае я стала на него отвечать. Прежде всего, потому что я стараюсь отвечать на все приходящие мне письма, хотя бы только по одному разу одному адресату. С другой стороны, приятно, когда у тебя спрашивают совета люди, увлеченные в том, чем ты и сама увлекаешься. А вокалом я всю жизнь увлекаюсь. И организационной деятельностью тоже.

Ответить на это письмо я могла бы в двух словах. Например, так: «Бросьте вы это дело прямо сейчас, пока не начинали». Но, тогда его отправителям было бы совсем непонятно, почему я даю им такой совет, несмотря на то, что сама этим делом продолжаю заниматься.
Пришлось начать что-то объяснять. Сначала через не хочу. Потом втянулась, даже увлеклась. И в результате получилось не то чтобы письмо, не то чтобы статья, а так, нечто вроде эссе.

Конечно, мои познания в теории и практике бизнеса столь любительские и рассказываю я их столь простонародным языком, что боюсь, профессиональные экономисты найдут их столь же наивными, сколь наивным я нахожу заданный мне все в том же письме вопрос. Ну, уж, как говорится, что смогла.

Однако, вдруг и мое самое общее и самое беглое описание некоторых проблем, стоящих при организации коммерческой деятельности вообще и в частности в области вокального искусства может представлять некоторый интерес. И не только для авторов указанного письма, а для кого-то из других потенциальных предпринимателей, или даже для кого-то еще.

 

Предположение

Я подумала. Может быть, даже и моим потенциальным ученикам тоже могло бы быть интересно узнать обо мне что-то другое, а не только то, что непосредственно касается моих уроков вокала. Т.е. узнать, что еще кроме вокала волнует вокальных педагогов, да еще и с довольно неожиданной стороны.

Поэтому я решила разместить это скорей экономико-психологическое, чем вокально-методическое сочинение у себя на узкоспециализированном сайте, предназначенном только для любителей вокала. Тем более, что к вокалу это мое творчество, безусловно, тоже имеет определенное отношение.


Предупреждение

Конечно, я понимаю, что то, что я здесь понаписала, в том числе о себе, очень выпукло обрисовывает некоторые черты моей индивидуальности. А они могут кому-то и не понравиться. – Но. Я давно смирилась с тем, что я не могу нравиться всем. – Ничего не поделаешь. Личность творческая. Характер нестандартный. – Так что, если уж кому суждено во мне разочароваться, пусть уж лучше он об этом узнает сразу.

В частности одна из характерных черт моей может быть слишком творческой личности довольно явственно проявилась в этой работе. – Вынуждена сама отметить, что иногда в ней довольно заметно сквозит ирония. Но, прошу на меня за это не сердиться. Эта ирония не имеет никакого отношения ни к отправителям указанного письма, ни еще к кому бы то ни было. Ирония и прочие оттенки юмора мне присущи почти только (если так можно выразиться) в моем литературном творчестве. Просто таковы в целом индивидуальные художественные особенности моего с позволения сказать литературного стиля. Что в своих написаниях о вокале чаще всего по возможности стараюсь скрывать. – Но, шила в мешке не утаишь. Все равно где-нибудь проявится.

В личном же контакте я редко шучу. А если и пытаюсь, то всего лишь тем, что слова какие-нибудь сленговые употребляю. Но, не потому, что шуток не терплю. А потому, что в общении между людьми предпочитаю уважение, доброту, любовь, ласку и всяческую нежность. А они плохо сочетаются с разными колкостями и прочей прямой и завуалированной серьезной или шуточной агрессией. – Ну, не мальчик я подросток, а уже довольно старая бабушка.
Впрочем, при необходимости я (конечно словами) иногда и больно сделать могу. – Духу хватит. – Но, не люблю. Сколько могу, избегаю этого всего всегда всеми возможными способами.

Ну вот. С предисловиями и предварительными объяснениями – всё. Далее следует непосредственно сам ответ на письмо.

  


Самые общие соображения


Про инвестиции

Об открытии своего бизнеса (том числе в области вокального искусства) не могу вам сказать ничего нового, кроме того, что и так знают все об открытии любого своего бизнеса.

Для этого нужно, чтобы в вашей жизни одновременно срослось сочетание как минимум нескольких вполне себе материальных условий – наличия у вас квалификации (т.е. как минимум образования), свободного времени, свободных денег, свободных (природных и рукотворных) ресурсов, спроса на вашу деятельность на рынке, труда и много-много чего еще.
Например.
Если вы живете в глухой тайге в деревне из трех дворов, в которой живет четыре пенсионерки из которых две – ваши конкурентки. То ресурсы и спрос на вашу деятельность в этом месте таковы, что вам действующую вокальную студию не открыть, вне зависимости от того, сколько вы вбухаете в это дело вашего времени и денег.
Но и одних материальных условий маловато. Вам потребуется наличие еще и нематериальных условий. В том числе любви и способностей к самостоятельной деятельности, ума, таланта, азарта, интуиции, удачи и т.д. и т.п.
И вот эти все вложения в бизнес у нас обычно принято скромно называть инвестициями.

И того и другого и третьего и двадцать пятого при открытии всякой деятельности, а особенно в области искусства, надо потратить очень-очень много. За три минуты, три копейки, в плохом месте, без особых способностей, да в беде никакой удачный бизнес не открыть.

Но это только начало. В свой бизнес вам и дальше придется все время вкладывать, вкладывать и вкладывать. И все время очень много. Потому что абсолютно все ваши коллеги, партнеры, поставщики и потребители (от владельцев, производителей и прочих капиталистов, до пенсионеров, милиционеров и пр. бюджетников – т.е. все ваши конкуренты на место под солнцем) постоянно убеждены, что вы слишком много зарабатываете и обязаны с ними делиться. И, можете быть уверены, сколько бы вы ни старались, они никогда вам не дадут расслабиться и вздохнуть вольготно.
И это тоже иногда скромно называется инвестициями. А иногда и как-нибудь иначе, например, инфляцией, налогообложением, социальной справедливостью, рыночной конъюнктурой и т.д.


Про риски или коммерческую безопасность

Все знают, что для открытия своего дела надо очень много всего потратить, и очень много, чем пожертвовать. А результат – т.е. будет ли от этого хоть когда-нибудь, хоть кому-нибудь, хотя какая-нибудь польза, кроме заранее очевидного вреда – не известен. И вот эта неприятность у нас иногда называется коммерческими (т.е. экономическими) рисками.

Для того, чтобы хоть как-то уменьшить количество рисков, желательно ну хоть что-нибудь смыслить не только в экономике, но и в некоторых разделах юриспруденции и прочей политики.

Во-первых, потому что одна от другой (экономика от юриспруденции-политики), ну совершенно неотделимы.
А во-вторых, потому что при открытии своего дела Вы вступаете в экономическо-юридические отношения не только со всеми вашими прямыми и косвенными коллегами, партнерами, поставщиками и т.п., наличие которых совершенно неизбежно. А также с вашими потребителями, клиентами, покупателями и т.п., наличие которых собственно и является Вашей целью.

И это было бы еще только полбеды, поскольку все они – от коллег до клиентов – как правило, люди. А с людьми иногда удается договориться или хотя бы расстаться более-менее по-человечески.

Главное! – Вы вступаете в экономическо-юридические отношения с государством. А эта контора (несмотря на то, что в ней работают как бы тоже люди) не обладает никакими человеческими качествами, особенно чувствами. Т.е. у нее нет ни юмора, ни сострадания, ни совести, ни сочувствия Вашим трудностям и проблемам. За редким исключением у нее нет даже здравого смысла. И ничего другого присущего доброму умному человеку у нее тоже нет. Эта контора работает как злая тупая машина, требующая безусловного выполнения ее желаний, невзирая ни на что. – А желания эти (и это знают все, кто с ней регулярно сталкивается) так многочисленны, так противоречивы и так непредсказуемо изменчивы, что потрафить им всегда везде и во всем совершенно невозможно, сколько ни старайся и сколько ни учись это делать теоретически и практически.
Сие означает, что открывая свой бизнес Вы (кроме всех прочих его «радостей») сразу же вешаете над своей головой дамоклов меч под названием государственный контроль за предпринимательской деятельностью. И, заметьте, очень надолго, а скорей всего – навсегда.
И тут единственно, чем остается утешаться предпринимателю, так это только тем, что от государства не убежать и не укрыться и без собственного бизнеса. Если захочет, оно все равно достанет и догонит любого и каждого.

Да. И вот еще что. – Для уменьшения рисков очень важно хоть немного любить и уметь считать, хотя бы только деньги.


Про квалификацию и общественную безопасность

Итак, если я вас еще не запугала. И если вы считаете, что с экономикой, юриспруденцией, математикой, психологией своей собственной, разных других людей и государства, а также со всем остальным и прочим, что нужно для бизнеса, вы достаточно дружны, чтобы идти на всякие риски. Или если вам уже так плохо, что все равно вам деваться больше некуда, кроме как пускаться во все тяжкие. Тогда, остается надеяться, что вы хотя бы уже понимаете, что именно требуется для уменьшения всяких рисков.

И если и не первым, то вторым в этом ряду уж точно будет стоять ваш уровень квалификации в том виде деятельности, которым вы собираетесь заняться. (Официально видами деятельности называется все то, за что вы обязаны платить налоги государству.)
Например. Если вы ничего не знаете про производство электрической энергии, вряд ли вам целесообразно начинать строить атомную электростанцию. Если вы хотите лечить детишек, то уж точно перед тем надо хоть что-нибудь узнать про детские болезни. Аналогично, если вы вообще ничего или мало что смыслите в вокале и обучении вокалу, то весьма не желательно открывать свой бизнес в области обучения вокалу. И не столько потому, что Вы побоитесь экономически прогореть или попасть на зуб государству. Сколько потому, что в любой коммерческой деятельности все-таки совесть надо иметь, а уж тем более в таких, ее видах, которые особо опасны для людей. А вокальная педагогика (также как и любая другая педагогика) как раз находится в их условном перечне.

Пренебречь коммерческими рисками и начать деятельность в той области, в которой у вас ноль квалификации теоретически (воз)можно. Но, только если у вас куры денег не клюют и вам их не жалко тратить на всякие эксперименты с видами деятельности. Но, и тут как минимум тоже надо помнить и про общественную безопасность, и про совесть.

Теоретически можно пренебречь и вообще всякими рисками, связанными со специальной узкой квалификацией в выбранном виде деятельности. Но, только если Вам все равно, какой бизнес открывать, потому что у вас от природы блестящие коммерческие способности, которые к тому же приплюсованы к хотя бы начальному коммерческому образованию.
А это означает, что вы, конечно, тоже можете не только строить атомную электростанция, лечить детишек, преподавать вокал, но и даже отправлять людей в космос, (не будучи при этом ни ядерщиком, ни доктором, ни вокалистом, ни космонавтом). Но только в том случае, если вы в отношении выбранной вами деятельности будете осуществлять всего лишь общие руководящие функции. А непосредственно работу ядерщика, врача, вокалиста и космонавта у вас будут выполнять нанятые вами на эту работу квалифицированные специалисты по соответствующему профилю. И если при этом вы их квалифицированных советов будете слушаться.
Хотя в этом случае уместнее было бы говорить о том, что вы будете только принимать посильное участие в руководстве этой деятельностью. А непосредственно осуществлять ее и руководить ею будут все-таки квалифицированные по профилю специалисты.


Немного о частностях

Вот тут уже пора говорить о том, что нужно для вашего конкретного бизнеса. Что-то типа того, какие основные фонды, оборудование, расходные материалы, реклама и т.п. вам потребуются для занятия, например, банковской деятельностью, производством велосипедов, рыболовством или (как в нашем случае) вокалом.
Если у вас для выбранной вами деятельности и для руководства ею необходимая квалификация имеется. То в советах относительно того, что вам нужно для этой деятельности, а также относительно того, что вы себе можете позволить с учетом имеющихся у вас средств на (в том числе денежные) инвестиции, вы, конечно же, не нуждаетесь.
Также и в вокале. Ведь если вы уже квалифицированный вокалист, то вы уже где-то чему-то поучились, и помните, что на уроках вокала скорей всего использовался рояль, или как минимум какое-нибудь пианино. А также знаете, как при занятиях вокалом этот рояль или это пианино использовались, в каких условиях, при каких обстоятельствах, кем и зачем.

Если вы для осуществления деятельности в области вокального искусства необходимой квалификацией не обладаете, т.е. не знаете чего-то очень важного про ваш бизнес. И не обязательно эти знания должны касаться пианино или другого какого-нибудь сложного оборудования. Например, если вы совсем не знаете, с чего надо начать, чтобы выяснить сколько, где, когда и как вам надо платить налогов. То лучше вам отказаться от этой деятельности. Почему? – См. выше. Там, где написано про инвестиции, квалификацию, свою собственную и общественную безопасность.
Если же вы, несмотря на это все-таки упорно хотите открыть свой бизнес и именно в области вокала, то вам надо сначала проинвестировать приобретение соответствующей квалификации. А именно, вам надо сначала стать вокалистом со знанием элементарных основ бизнеса.
Т.е. без материальных и прочих инвестиций и в вокальном бизнесе вам все равно не обойтись. Вопрос только стоит в том, сколько вами чего и во что уже проинвестировано, а сколько еще чего и куда предстоит проинвестировать.

В порядке исключения можно и иначе. Можно стать просто бизнесменом в области искусства или еще более широкого профиля, и тогда при создании вокальной студии соответственно нанимать себе на работу специалистов по вокалу.

Иначе говоря, Вам надо будет получить и освоить нужную для этого дела информацию, а также приобрести практические навыки ее использования. Т.е. вам надо тогда, как сказал великий Ленин, «Учиться, учиться и учиться».

Другими словами, вам для начала надо заняться получением хотя бы теоретического образования у квалифицированных специалистов выбранного вами профиля, в данном случае вокала. Желательно потом еще получить какой-нибудь опыт работы по найму по тому же профилю. И только после того, как вам самим станет совершенно понятно, как и что надо делать хотя бы в основном, хотя бы только для начала, стоит ввязываться в создание любого собственного дела, и в том числе в создание собственной вокальной студии.

 

 

Куда пойти учиться

Неплохо учат вокалу в старейших консерваториях России и других стран. Традиции там у них. Опыт. И все такое прочее.
Есть хорошие педагоги и хорошие педагогические коллективы и в более молодых учебных заведениях.
Наконец, и совсем частным образом можно достичь в вокале многого.

Даже консерватории ведь не так уж давно понаоткрывали. В России, если мне не изменяет память, их начали открывать всего-то примерно лет сто тому назад. Не говоря уж про всякие институты «культуры» и искусств, которым от силы всего лет по несколько. А певцы и прочие музыканты всегда были. И не хуже нынешних. А некоторые, так даже и до сих пор непревзойденные. – Бах, Мусоргский, Паганини, Карузо, Шаляпин и др.

Единственное чего вряд ли удастся достичь – это выучиться в вокале чему-нибудь по-настоящему хорошему по-быстрому.

Экономике и взаимосвязанным с ней областям знания тоже можно поучиться. Если и не в институтах, на курсах, семинарах и в(на) т.п. учебных заведениях и их мероприятиях, то хотя бы книжки кое-какие можно почитать. А вот это можно сделать и побыстрей, чем стать вокалистом. Какие-нибудь экономико-юридические азы можно схватить всего за несколько дней усилий.

Приобрести нужные моральные качества труднее. Но иногда тоже удается что-то сделать. Например, при поддержке родных и близких людей или хорошего психолога и при помощи постоянных собственных волевых усилий. Поскольку предпринимателя никто погонять не будет, если он не будет погонять себя сам.

Творческим талантам (а вокал и экономика – это скорей искусства, а не науки) научиться нельзя. Их нам дает только Бог. А у него можно только просить. Говорят, иногда помогает. Правда таланты можно раскопать, раскрыть, развить и т.д. А это уже не мало.

Для получения нужной вам информации можно, конечно, пользоваться также и другими источниками информации – типа прессы, телевидения, интернета, соседок, подружек и др. СМИ.

Но все равно, где бы вы ни раздобывали нужную вам информацию, на самом захудалом форуме или в самом престижном Оксфорде, обязательно перерабатывайте все вами полученное творчески. Т.е. слушайте всех, а потом думайте своей головой. – Разных советов о том, как надо поддерживать здоровье, как воспитывать детей, как быть любимым, как быстро разбогатеть и вообще как быть счастливым, люди друг другу надавали уж очень много. Однако, судя по результатам применения этих советов, совершенно очевидно – ЧТО именно для этого надо и КАК именно это надо делать – наверняка не знает никто. И я тоже, заметьте.


И, наконец, мои советы отправителям письма

Обучение вокалу – это очень сложный, тонкий, требующий массы способностей, знаний и умений вид деятельности.
Организация собственного бизнеса по обучению вокалу – еще трудней.

Если вы для открытия своего бизнеса по обучению вокалу нуждаетесь в получении какой-нибудь пары советов от незнакомого человека из интернета, это может означать, что у вас ну очень мало нужной или только вокальной, или только экономической, или и той и другой квалификации. А может быть, вам просто смелости не хватает, природных ресурсов или чего-нибудь еще. Но в любом случае вам не хватает чего-то очень существенного, чего-то самого основного и главного. Мне так показалось по самому факту наличия этого письма и по его содержанию.

Поэтому я вам и не даю конкретных советов о том, что в частности надо делать для открытия собственной вокальной студии.
Согласитесь, странно было бы МНЕ выдвигать различные предложения по формированию основной концепции ВАШЕЙ вокальной студии (например, для кого она будет предназначена, для взрослых или для детей, для академистов или эстрадников, для любителей или профессионалов и т.д.). Советовать какую форму предприятия вам юридически и экономически целесообразно открывать. Сколько вам брать денег за ваши уроки вокала, чтобы вам хватило и на расходы и на доходы. Предлагать, в какой цвет красить стены, где брать и куда ставить пианино, а куда зеркало, какие песни, когда и как разучивать с тенорами, а какие с басами. И всякое тому подобное.
При этом, абсолютно ничего не зная о вас, кроме того, что вы увлечены даже не вокалом, а просто каким-то неизвестным мне делом.

Вот поэтому я вам и рассказываю всего лишь о тех самых основных и общих проблемах, которые стоят не только перед профессиональными педагогами по вокалу, но и вообще перед каждым специалистом, способным к совершенно самостоятельной организаторской деятельности. Хотя, наверное, лучше было бы вам об этом почитать в специальных учебниках.

А если уж совсем серьезно, не сердитесь, но я вообще не советую вам (по крайней мере, пока) открывать какое бы то ни было собственное дело и в том числе вокальную студию. Рискованно оно очень и затратно. Особенно при ваших (насколько мне удалось их угадать по содержанию вашего письма) обстоятельствах.

Итак, я вам надавала советов, сколько могла и какие смогла.

А теперь думайте сами, решайте сами.

Желаю успеха.

 

См. дополнительно по теме "Идеологические основы деятельности Вокальной студии Натальи Василевской" список статей в левом меню.