Чем отличается педагог по вокалу от преподавателя по вокалу


Не знаю, что там по этому поводу думают толковые словари. Но с моей точки зрения в наиболее общем бытовом смысле отличий нет никаких. А если и есть, то примерно такие же, как в известной русской поговорке – «Хоть в лоб, хоть по лбу». Т.е. в бытовом сознании большинства людей слова педагог и преподаватель, как правило, являются синонимами.

А если не обобщать и вникнуть в детали, то отличия есть и очень существенные.

* * *

Русское слово (греческого происхождения) педагог фактически является синонимом исконно русских слов учитель, воспитатель, наставник. А в общем идейном смысле слово педагог обозначает (или может обозначать) и профессию, и призвание служить высшим идеалам профессии и профессиональный талант.

Причем слово «служить» в данном случае является производным от слова «служение», а не от слова «услужение». Эти слова при всей их внешней похожести, как сами понимаете, в русском языке означают совершенно разные понятия.

Если же допустить художественное преувеличение, достигающее преувеличенного обобщения, то слово педагог в некотором смысле означает и «миссию» и «Мессию» одновременно!

Тогда как слово преподаватель означает всего лишь должность, которую может занимать педагог или специалист по оказанию образовательных услуг. Эта должность является составной частью современной государственной российской табели о рангах, по крайней мере, в высших учебных заведениях.
Так, в государственных ВУЗах России существуют две должности преподавателей – просто преподаватель и старший преподаватель.
Преподаватель – это в институте самая младшая должность для педагога. Старше старшего преподавателя последовательно идут сначала должности доцента, потом профессора. (Кстати, слово профессор с итальянского на русский переводится как преподаватель.) Кроме того, что доцент с профессором – это должности, они в некоторых случаях бывают еще и званиями, которые кроме приятного почета дают еще особую привилегию занимать особые должности.

Сравните.

Слово (кадровый) военный в наиболее общем смысле является синонимом слову солдат и обозначает (или может обозначать) и профессию, и звание, и высшее служение и высшее призвание и талант.

Аналогично разработанная идеологическая система профессиональных терминов, включающая в себя специфические идейные понятия призвания служению высшим идеалам профессии (и, возможно, талант тоже), имеется еще у священнослужителей.

Подозреваю, что подобной системы терминов, имеющей столь же глубокое идеологическое значение, нет больше ни у кого из представителей других современных профессий.

Похоже, до подобной системы все время пытаются дотянуться еще юристы с медиками. Но мне кажется, они все время путаются в основах своей научной (идеологической) системы, которая у них уж слишком несовершенна и, наверное, не случайно уж слишком часто меняется, иногда на противоположную. И поэтому до высокого профессионального служения и призвания, юристы и медики в своей массе пока что не больно-то дотягивают. Что и отражает их профессиональное корпоративное сознание, отчасти выражаемое их профессиональной терминологией.

* * *

Все эти, на чей-то взгляд как бы лишние рассуждения имеют огромное идеологическое значение в практической профессиональной деятельности каждого педагога, но особенно в деятельности педагога по вокалу, поскольку только вокальный педагог имеет до такой степени открытый и прямой доступ и к телу и к душе своего ученика.

Любой педагог, и уж тем более вокальный, во всех тех случаях, когда он действует только как педагог (т.е. тогда, когда он действует как гуру, как сенсей или как мессия, выполняющий свою миссию), не может стать наемным работником по оказанию педагогических услуг. Поскольку не ученик педагога нанимает на работу педагогом, а педагог берет себе ученика в ученики.
Что для педагога по призванию фактически означает, что он берет себе ученика почти что в приемные дети, которых он любит почти как родных и переживает за них почти как за родных, по крайней мере, пока он их учит. И поэтому педагог просто по определению не может причинить ученикам никакого, по крайней мере, сознательного вреда, т.е. просто потому что он педагог, т.е. просто потому что в своей профессиональной деятельности он может действовать только по совести и исключительно только во благо его ученику и/или воспитаннику.

А вот преподаватель оказывать услуги может. Поскольку его как раз и нанимают на работу по оказанию услуг. Но, его услуги вряд ли можно называть педагогическими. Скорей всего их следует называть образовательными.
Но, и мораль у преподавателя соответственно может быть другая. Это может быть мораль принципиально честного труженника. Но это может оказаться мораль того наемного слуги, который считает какую-нибудь явную или скрытую экспроприацию экспроприатора и даже мошенническую манипуляцию сознанием доверившегося ему человека не аморальным действием, а, наоборот, одной из форм установления социальной справедливости, т.е. почти что подвигом.


Тут уж кому что нравится. Как говорится «Кесареву кесарево, а Богу Богово».

Если хочешь и можешь быть педагогом – будь педагогом.
Если хочешь и можешь быть преподавателем – будь преподавателем.

Если хочешь и можешь учиться у педагога – иди к нему в ученики, но не жди от педагога того же, что тебе может дать преподаватель.
Если хочешь и можешь нанять преподавателя – найми преподавателя, но не жди, от него того же, что может тебе дать педагог.

* * *

При выборе, однако, каждому надо учитывать не только наиболее общие идеологические установки, но и конкретные жизненные обстоятельства. Ведь и преподаватели и педагоги и их ученики бывают разные.

От иного педагога вреда не оберешься. От другого преподавателя пользы гораздо больше, чем от десятка педагогов, хотя бы только потому, что он может действовать хладнокровно даже в тех ситуациях, в которых у педагогов эмоциональность начинает просто зашкаливать.
Кроме этого еще и квалификация по предмету имеет значение, и  общий уровень интеллекта и прочие качества личности человека.

А уж о том насколько ученики и (и приемные и родные, и маленькие и большие) дети не ангелы, и что они могут вытворять со своими педагогами, преподавателями и всеми разновидностями родителей и их частичных заменителей, лучше даже не думать.

* * *

Я вот тут пишу все время про выбор. Но на самом деле выбора почти нет ни у одной стороны ни у другой.

 

Если кому-то досталась карма быть педагогом, сколько он ни старайся быть преподавателем, все равно собьется на педагога. То же самое касается и преподавателя, только наоборот.
Хотя, конечно, бывает и так, что один человек может в одних ситуациях проявлять себя педагогом, а в других преподавателем, но тенденция все равно сохраняется.
А с другой стороны. Как узнать-то с кем имеешь дело с педагогом или с преподавателем? Они же на себе таблички с надписями не вывешивают.

Аналогичные проблемы с учениками. На них ведь тоже не написано, способны ли они и хотят ли отвечать теплом души на тепло души или также как преподаватели предпочитают сугубо товарно-денежные отношения, большую дистанцию и строгую субординацию. Поэтому, проблемы психологической совместимости с учениками в большей степени касаются педагогов.

Во всем есть свои плюсы и минусы. Преподавателям в эмоциональном смысле на работе легче, зато скучнее. А педагоги никогда не скучают. Они и на работе не столько работают, сколько просто живут.
 

См. дополнительно по теме "Идеологические основы деятельности Вокальной студии Натальи Василевской" список статей в левом меню.