Петь или не петь, вот в чем вопрос

Мне довольно часто приходится встречаться с примерно такими высказываниями певцов:

«Я пою очень плохо. Но петь люблю.
Дома я петь не могу. Мои домашние мне петь при них не разрешают. – Говорят, я очень плохо пою.
Петь перед посторонними я не решаюсь. – Я очень плохо пою.
Я не смею даже брать уроки вокала. – Стесняюсь собственной вокальной бездарности.
А петь очень хочется. Что мне делать?»

Отвечаю я на эти вопросы примерно так:

"Ваше мнение или мнение Ваших родных о Вашем пении очень субъективно. И не факт, что Вы поете так уж плохо, как Вам или им кажется. Возможно, Ваше пение так сильно не нравится только Вам и только Вашим родным. А остальные слушатели нашли бы в нем много привлекательного.
Надо постараться побороть смущение и начать петь для людей. Возможно, что после этого Ваше мнение о собственном пении улучшится.

В присутствии близких можно петь как угодно плохо, если и не всегда, то уж хотя бы иногда. На то они и близкие, чтобы понимать, сочувствовать и соучаствовать во всех проявлениях нашей жизни и всего нашего существа. А если они этого не понимают, и петь так хорошо или так плохо, как мы умеем, в их присутствии нам не разрешают. То это означает, что либо они (по крайней мере, в этом вопросе) уж слишком эгоистичны, либо они и вообще не такие уж нам и близкие. Разберитесь с ними. И попробуйте либо изменить отношение Вашей среды к Вашему увлечению, либо улучшить свой социальный статус в Вашей среде.

Как угодно плохо можно петь еще и в присутствии вокальных педагогов.

Вокальный педагог – это не публика. Он на то и существует, чтобы всех своих учеников (в том числе тех, которые поют плохо) учить петь лучше, а не для того, чтобы наслаждаться их ангельским пением.

Он – что-то вроде Вашего семейного доктора, психолога, няньки, друга по интересам, партнера по бизнесу и т.д. А разве можно стесняться собственных врача, психолога, няньку, друга и партнера?

Педагог по вокалу его ученику – это близкий человек. Если он таковым не является уже на первом же уроке, то, как правило, раньше или позже обучение вокалу настолько сближает педагога и его ученика, что они становятся близкими людьми. А в присутствии близких людей можно петь как угодно плохо. На то они и близкие. (См. выше.)

Любой певец поет всегда настолько хорошо, насколько он умеет, т.е. изо всех сил стараясь. И если у него не получается лучше, то не получается. Научиться же петь лучше может помочь только вокальный педагог. А как же Вы будете учиться петь, если не будете петь даже на уроках вокала в присутствии своего педагога? Так и будете всю жизнь стесняться? И не жалко Вам себя и свою обкоцаную смущением жизнь?

Если не считать близких людей, включая педагога по вокалу, то в присутствии остальной публики надо быть более или менее разборчивым. И выбирать. Но, не только между тем, петь или не петь вообще. Но, и между тем, что, как и при каких обстоятельствах петь."
 

 См. дополнительно по теме "Психология вокального творчества" список статей в левом меню