О простоте, красоте и уникальном значении науки о музыке


Вот где камень преткновения

Научиться читать ноты, пожалуй, несколько трудней, чем научиться читать разговорный текст. Но, с этим обычно проблем ни у кого не возникает.
А вот с освоением теории музыки и сольфеджио у некоторых людей бывает прямо беда. И это несмотря на то, что то количество теории музыки, которое требуется вокалисту, по сложности материала не превышает сложности математики в пределах 4х классов общеобразовательной школы. А изучить весь требующийся объем материала взрослый человек может всего за месяц-два. Т.е. надо понимать, что основы теории музыки – это не теория относительности и не сопромат, а арифметика – сложение, вычитание, умножение и деление как правило до двух или трех и редко в пределах восьми или двенадцати. И всё! И не более! Т.е. это совсем простая информация, доступная для понимания даже маленьким детям.
Но, для того, чтобы понять эту очень простую информацию, по ее сути очень похожей на альтернативную математику, очень важно также как в математике двигаться по знаниям постепенно в определённой последовательности. Примерно также как нельзя объяснить человеку деление, если он еще вычитание не освоил. Также и в музыке, нельзя толком понять, что такое квартово-квинтовый круг, если как следует не понимаешь, не только то, что такое тональность и интервалы, но и что такое энгармонизм и полутон.
Поэтому, если кто не понимает теории музыки и ничего не может воспроизвести на сольфеджио, несмотря на наличие некоторого опыта в этом деле, то причина неудачи заключается не в том, что у него ума не хватает, а в том, что учили его не системно.
Кстати о системах. Взрослых да в индивидуальных занятиях по теории музыки можно обучать совершенно по другой системе, нежели та, которую используют в музыкальных школах для групповых занятий с детьми.
 

Зато вот какой результат

Зато если понимание материала удается достигнуть на каждом этапе продвижения по программе освоения материала, то занятия теорией музыкой и сольфеджио могут доставлять огромное удовольствие примерно также как может доставлять удовольствие решение математических задачек, игра в шахматы, написание сочинений по литературе и т.п. интеллектуальные развлечения.
У нас в музыке все ОЧЕНЬ красиво и в теории и в практике. Когда знакомишься с логикой, соразмерностью и гармонией музыкального мира испытываешь огромное эстетическое наслаждение. И понимаешь – это другая философия жизни. Мир открывается с новой, прекрасной, очень мудрой стороны.
Я лично глубоко убеждена. Музыкальную теорию любому человеку (вне зависимости от наличия у него музыкальных способностей) знать гораздо важнее, чем алгебру, тригонометрию и т.п. не очень высшую математику, которой нас всех (причем вне зависимости от наличия математических способностей) обучают в общеобразовательной школе.

Знакомство с музыкальной теорией формирует у человека особое сложное системное мышление. Т.е. такое мышление, которое позволяет самостоятельно создавать множество сложных и простых систем из множества других сложных и простых систем.
Тогда как в остальных (немузыкальных) сферах своей жизни человечество почти всегда использует примитивное всего лишь прямолинейное и всего лишь двойственное мышление, типа

да - нет,
чет - нечет,
правильно - неправильно.

Т.е. такое же мышление, которое заложено в основу информационной системы математики.

 

См. дополнительно по теме "Вокал и теория музыки" список статей в левом меню