О музыкальной грамотности для вокалистов


Весьма желательно, чтобы певец мог самостоятельно точно и правильно разучить вокальное произведение, например, песню.
Конечно, можно это сделать на слух, прослушивая чужое исполнение этого вокального произведения с какого-либо аудио носителя. Для такого выучивания музыкальных произведений достаточно иметь более-менее хорошую память вообще и музыкальную память в частности.

Но такой способ выучивания произведений имеет множество совершенно непреодолимых недостатков. Самым худшим из которых является даже не то, что при таком способе выучивания вокальных произведений практически невозможно выучить ни музыкальный, ни разговорный текст достаточно точно, без каких-либо искажений, а тем более, если этот текст большой и трудный.

Для примера, попробуйте выучить точно без ошибок и искажений наизусть, например, текст поэмы «Евгений Онегин» или хотя бы таблицу умножения, но не привычным нам всем способом, а только на слух, не имея перед собой никакого зрительного представления о запоминаемой информации. Представили себе возникшие трудности? – А ведь объем информации, содержащейся в даже довольно простом музыкальном произведении, часто бывает намного больше объема информации «Евгения Онегина».

Хуже всего то, что при многочисленном прослушивании чужого исполнения, (что требуется для запоминания на слух) неизбежно происходит засорение собственной творческой и соответственно личной индивидуальности чужими исполнительскими штампами и соответственно личностными особенностями других людей.
Не случайно профессиональные музыканты без крайней нужды никогда на слух ничего разучивать не станут, всегда предпочитая для выучивания нового репертуара использовать беззвучную нотную запись, а не звукозапись или того хуже видеозапись.

 

См. дополнительно по теме "Вокал и теория музыки" список статей в левом меню