Про взаимосвязь между длиной связок и высотой голоса

 

написано, наверное, в каждом учебнике по вокалистике. Длина связок, также как рост, вес, возраст, и прочие телесные показатели, в т.ч. размер гортани и хронаксия возвратного нерва, относятся к так называемым морфологическим признакам голоса человека.
Эти признаки, по мнению педагогов по вокалу, ни каждый в отдельности, ни все вместе в совокупности не могут служить абсолютным критерием для установления особенностей голоса певца. Но, если голос певца еще не определен с достоверностью, они могут дать педагогу какую-то информацию для первого хотя бы примерного прогноза о том, какой голос скорей всего певцу дан от природы – высокий, средний или низкий.

Каждый вокалист знает, что, например, басы, как правило, бывают высокого роста и худощавого телосложения. А тенора, наоборот, чаще малорослы и склонны к полноте.
Также каждый вокалист знает, что бывают и исключения из этого «правила».

 

Рост певца

при определении высоты его голоса вокальные педагоги принимают во внимание обязательно, также как и остальные морфологические признаки певца. Но в итоге вокалисты определяют высоту голосов просто на слух, вне зависимости от имеющейся у них информации о морфологических признаках владельцев этих голосов.

А, между тем, некоторые современные опытные фониатры просто настаивают, что доступные только их измерению морфологические признаки (например, длина связок) являются просто абсолютным показателем высоты певческого голоса человека.
А именно, длинные связки, по их мнению, бывают только у людей с низкими голосами, а короткие только у людей с высокими голосами.
И если вокальные педагоги ставят голоса в противоречии этому правилу – то это не является опровержением их фониатрической теории, а является браком в работе вокальных педагогов.

Понятно, что длинные связки, как правило, бывают у людей высокого роста, примерно по тем же причинам, по которым у высоких людей бывают относительно длинные руки, ноги, туловище и т.п.
Поэтому, зная рост певца, педагоги иногда могут и без фониатра просто на глаз увидеть и сообразить, какой величины у певца гортань и какой примерно длины у него голосовые связки.

 

Вес певца

имеет значение скорей для показателей мощности голоса, чем для показателей его высоты. Трудно себе представить, что очень мощный голос может издавать тщедушное тело.
Но, поскольку мощные голоса обычно несколько ниже самых высоких голосов, то, следовательно, на высоту голоса вес тоже оказывает влияние.
С другой стороны именно у очень полных людей иногда бывают очень высокие голоса.

Например, у всем известного Лучано Паваротти были и очень большой вес, и очень мощный голос, и очень высокий тенор.

 

Возраст певца

для педагога по вокалу имеет еще большее значение, особенно в критические периоды полового взросления и старения человека.
У некоторых мужчин и меццо-сопран окончательное оформление голоса иногда происходит довольно поздно. Даже в возрасте 20-22 года иногда можно все еще сомневаться, что мутация голоса, наконец, совершенно закончилась и природа голоса физиологически окончательно установилась. А расцвет крепких голосов наступает только в 30-40 лет и только тогда можно давать максимальную допустимую для голоса человека нагрузку без риска нанести непоправимый вред голосу его переутомлением.
Для певцов со сравнительно высокими голосами, наоборот, имеет большее значение старший возраст. – С возрастом происходит постепенное относительное снижение высоты голоса всех певцов, причем вне зависимости от высоты их голоса, длины их тела и их связок. Но, более болезненно возрастное понижение голоса отражается на высоких голосах, так как им чаще приходится петь высокие и очень высокие ноты, которые после 35-40 лет становится все труднее и труднее доставать и брать.

 

 См. дополнительно по теме " О голосе" список статей в левом меню