Методы постановки голоса


Весь 20-й век мы в культуре вообще и в вокальной культуре в частности пользовались в основном тем,
что стало считаться наилучшим в 19-м веке

Наиболее распространенный в России метод постановки голоса – это глинкинский концентрический метод. При использовании этого метода голос распевается постепенно, начиная с так называемых примарных тонов, т.е. примерно с одной, друх или трех средних нот. Этот метод очень прост в применении, и очень надежен. При определенном терпении он позволяет любому мало-мальски грамотному педагогу поставить голос практически любому певцу. Другим безусловным его достоинством является возможность гибко индивидуально подходить к каждому конкретному вокально-педагогическому случаю. И самое главное, этот метод самым основным принципом своего действия (из середины к краям) оберегает голос певца, как бы постоянно напоминая педагогу, – не навреди.
Но этот метод не очень эффективен.

Во-первых, потому, что его использование традиционно слишком интенсивно  обращается к сознанию ученика. Что означает, что педагог буквально с первых же уроков требует от своего ученика, чтобы тот сознательно контролировал многие тонкие, и иногда вообще не поддающиеся контролю сознания процессы, возникающие в теле и психике человека в процессе пения. А это сильно тормозит учение, примерно по той же причине, по которой сороконожка начинает спотыкаться, когда начинает думать, как ходят ее ноги.
Во-вторых, потому, что этот метод распевает голос довольно медленно, поскольку за основу сразу же берется округленное (головное) звучание тембра голоса.
Из-за этого же глинкинский метод более пригоден для академической манеры пения и то в несколько устаревшем ее звучании, при котором головному резонированию придавалось явно большее значение, чем это нравится большинству вокалистов сейчас.


Но, в конце 20-го века идеалы стали меняться
и вслед за тем стала меняться и техника вокализации

Современные академические вокалисты все чаще и поют и ставят голоса с гораздо более развитым грудным резонированием, чем это было принято даже всего лет 30-50 тому назад. Например, технику пения с использованием большой степени грудного резонирования применяла уже Елена Образцова и не случайно она своим пением покорила весь мир.
Академические вокалисты, использующие технику пения с большей степенью грудного резонирования, в некотором роде и тембрально и технически приближаются к современной эстрадной манере пения.

Приемы эстрадного и академического пения порой настолько смыкаются, что иногда и не поймешь, в какой манере певец поет и к какому стилю – академическому или эстрадному относится исполняемая им музыка.

Например, Александр Градский – это певец, который в расцвете свой карьеры мог делать голосом абсолютно все, что только голос может делать и эстрадное и академическое. Да и музыку он иногда исполнял такую, что мы уж точно не все до нее пока доросли.
Видимо, Градского вообще можно считать прообразом певцов будущего.

Но, подчеркиваю, все то общее, что так сильно сближает академических и эстрадных вокалистов, касается чаще всего только вокалистов высокого и высочайшего уровня мастерства. А у всех прочих всё бывает разное.

 

21-й век открывает для вокалистов новые горизонты
как в будущее, так и в прошлое

Так вот. Для постановки такого насыщенного грудным резонированием – хоть эстрадного, хоть академического – голоса, с моей точки зрения гораздо больше подходит мой любимый староитальянский метод постановки голоса. При использовании этого метода голос распевается снизу вверх. Сразу ставится сильная опора дыхания и сразу формируется насыщение голоса грудным резонированием. Т.е. голос ставится сначала скорей эстрадный (народный), чем академический. Головное же резонирование подключается постепенно. Степень подключения головного резонирования зависит от того, какую манеру пения на выходе хочешь получить.

Для эстрадного вокала головного резонирования надо употреблять поменьше, для чего звук в ротовой полости надо формировать поближе ("к выходу наружу"),. Гласные надо употреблять более мелкие  и плоские, т.е. закрытые. А опору дыхания надо ставить не очень мощно, а то на очень мелких-то гласных  по крайней мере в высокой тесситуре,  голос может приобрести удивительно противный пронзительный тембр.
Для академического вокала головного резонирования надо добавлять побольше, для чего звук в ротовой полости и глотке формировать поглубже . Гласные  следует употреблять более объемные, т.е. открытые. А опору дыхания можно ставить и поглубже и помельче, и посильней и послабей, в зависимости от того, какой голос требуется поставить – сильный или не очень, лирический или драматический.
Как мы видим при таком подходе никакого антагонизма между разными способами пения нет, а есть симбиоз, потому что все премудрости различий эстрадного и академического вокала оказываются включенными в единую систему и поэтому все процессы постановки голоса становятся простыми и понятными и для педагога и для ученика.

Староитальянский метод возник задолго до того, как человечество стало увлекаться своим умом (сознанием). Поэтому он сочетается с той психологией, которая не любит вторгаться в деятельность внутренних органов тела человека (и голосового аппарата тоже), материалистически прямолинейной логикой да еще под контролем весьма ограниченного по возможностям нашего сознания. Этот метод предпочитает иметь дело с тем механизмом восприятия и обработки информации, который называется иногда подсознанием, иногда творчеством, иногда интуицией, иногда чудом и т.п.
Т.е. «досознательная» вокальная педагогика при обучении пению в качестве основного средства обучения использовала преимущественно те способы работы с информацией, которые используют для обучения самые гениальные люди – младенцы и маленькие дети. Сознание же эта педагогика не бракует, но использует его только как вспомогательное средство.

Староитальянский метод очень эффективен. Он также позволяет поставить голос любому певцу. Но, он требует от педагога  более высокой квалификации, т.е. мастерства и таланта, так как при его использовании – во всем есть свои минусы – возникает двойной риск .

Первый из-за того, что певцу приходится с самого начала обучения довольно много петь в нижнем регистре – т.е. на крайних нижних нотах диапазона голоса. Поэтому педагог должен быть очень внимательным, чтобы не допустить перегрузки голоса.
Второй – из-за того, что выравнивание регистров на переходных нотах надо осуществлять сразу на сильной опоре. А это тоже требует от педагога особого умения, чтобы не допустить возникновения сильной регистровой ломки голоса.

 

Исключения могут быть, но только как исключения, подтверждающие правило

Я допускаю мысль, что начинать ставить голос можно и с верхних нот диапазона. В конце концов, теоретически не столь важно, откуда начинать и как долго делать. Гораздо важнее, что получится в результате.
Но, вот вообразить себе, как это может быть на практике, я никак не могу.

Как можно начинать учить петь ученика с верхних нот его диапазона, если у начинающего певца этих самых верхних нот обычно просто нет?

Нет, теоретически они у него, может быть, и есть, но только потенциально. А для начала неопытный певец либо верхних нот вообще никак взять не может, даже с помощью педагога, либо  он их взять  может, но  с большим трудом, с большой перегрузкой и не более 2-5 раз за урок без риска наорать на верхних нотах несмыкание голосовых связок.

Как можно учиться хоть чему-нибудь,  двигаясь не от простого к сложному, а наоборот, от сложного к простому,  да еще в пределах всего двух-пяти безвредных для здоровья голоса попыток?


В общем. Не случайно более-менее качественного пения верхних нот певцу удается достичь иногда  очень не скоро и иногда с большим трудом. Не случайно и то, что одной из самых трудных задач, стоящих перед вокальным педагогом, как раз и является расширение диапазона голоса его ученика за счет верхних нот. Не случайно и то, что во всей серьезной вокально-методической литературе написано, что начинать работать над верхними нотами надо с улучшения качества середины диапазона  голоса.

Но, я думаю, вряд ли метод постановки голоса сверху когда-нибудь существовал на практике, потому что за всю свою многолетнюю музыкальную профессиональную деятельность я про него никогда не слыхала и в учебниках по вокалистике не читала.


 См. дополнительно по теме " О голосе" список статей в левом меню